Фото: из открытых источников
Перелет из Японии на Кубу был похож на телепортацию в машине времени. Из XXII века в XIX.
Из места, где есть всё и на высоких скоростях, в место, где нет ничего, а скорость… хм, скорости на Кубе вообще нет никакой. Нигде.
Если Япония — это страна человекороботов, помешанных на работе, то Куба — это страна романтиков. По всему острову свободы развешаны плакаты и граффити с революционными лозунгами, Чегеварой, Фиделем и их друзьями. Революционные деятели изображены в некой романтической манере, смотрящими вдаль глазами собаки, просящей гречку.
Большинство мужчин и женщин страны вот уже 54 года после революции занимаются тем, что сидят на крыльце своего дома и мечтательно размышляют о новой, свободной жизни без империалистического угнетения. Ну и, конечно же, о скорейшем наступлении мировой социалистической революции. Производительность труда близка к нулю.
Как многие из вас знают или догадываются, главное достояние любой страны — это не размер территории или количество природных ресурсов, а человеческий капитал, человечесий ресурс, здоровье и активность нации. Япония, кстати говоря, по этому показателю впереди планеты всей. А Куба — позади.
Но тут тоже не так всё линейно и просто. Нужно определить, каким параметром измерять успешность жизни людей.
Если критерием денег и количеством накопленных благ, то Куба в последних рядах. А если измерять жизненный успех количеством счастья в жизни, количеством детских и взрослых улыбок в стране, беспроблемности существования, то Куба даст фору многим странам на планете.
Все жители Острова Свободы выглядят очень счастливыми людьми, у них нет проблем, у них не закрыты протоколы общения между собой, они полностью открыты миру. В каждом дворе соседи знают друг друга и ежедневно тесно общаются.
Никто не сидит дома целыми днями, все на улице, во дворах, на игровых площадках. Напоминает лучшие годы советского застоя (в которых я не жил).
Закончим с лирикой, перейдем к Гаване.
История Кубы как страны и Гаваны как города в частности наполнена героическими подвигами, чередой военных конфликтов и завоеваний различных стран.
В своей истории Куба была ничьей, потом испанской, часть страны успела побывать французской.
Гавана 11 месяцев была английской, потом американской, потом свободной (т.е. советской). Каждый колониальный период оставил след как в архитектуре городов, так и в генофонде кубинцев. Архитектура Гаваны представляет собой коктейль из смешения различных стилей разных эпох.
- Вот домик колониального периода застройки.
- Тут американцы постарались.
- Ну а это уже на советское зодчество похоже.
- Совсем современная постройка, возведенная под контролем и финансированием ЮНЕСКО.
- И рядом с современным пластиком соседствует старинная крепость. Здание Policia Nacional Revolucinaria. Обратите внимание: везде сидят кубинцы. Целый день.
- Столичные кубинцы живут в коммунальных квартирах полуразрушенных домов, по 2-4-8 семей на квартиру.
- Обычная жизнь на гаванской улице.
- Некоторые дома сохранили следы от пуль революции 1959 года.