Кровавая барыня: история преступлений и единственной любви помещицы Салтычихи

СоветыОтдых и туризм
Кровавая барыня: история преступлений и единственной любви помещицы Салтычихи
Фото: из открытых источников
647 MaDemMaDem

Количество жертв Дарьи Салтыковой — более 130 человек. Точное число все еще неизвестно, однако ее заслуженно называли «душегубицей» и «уродом рода человеческого». При этом одна из самых жестоких женщин была способна страстно любить.

Из тихони в тирана

Дарья происходила из старинной дворянской семьи, у ее деда было 16 тысяч душ — крестьян мужского пола, и он считался одним из богатейших помещиков того времени. Каким было ее детство, мы можем лишь догадываться. Сегодня мнение о том, что у Дарьи был врожденный психический дефект, подвергается сомнению. Следственные и судебные документы указывают на то, что Салтычиха  отдавала себе отчет в том, что делает, а на суде она изощренно защищалась и отрицала свои преступления.

Скорее всего, садистские наклонности сформировались в ее характере под воздействием жестокого воспитания – или наблюдения за жестокостями, которые вполне могла устраивать ее семья. В то время бесчеловечное обращение с холопами, которые ничем не могли себя защитить, было весьма распространенным.

Известно, что до конца жизни Дарья не умела ни читать, ни писать. Очевидно, что образованием девочки никто не занимался, и судьбу ее устраивали только в смысле хорошего замужества.

Дарью выдали замуж рано. За Глеба Салтыкова, офицера лейб-гвардии Конного полка. Говорят, женился на ней Глеб исключительно ради щедрого приданого. Кроме него, девушке якобы похвастаться было нечем: неприятная (свидетельствуют некоторые источники) на лицо, бледная и худая Дарья не отвечала стандартам красоты. Впрочем, достоверных свидетельств о внешности у нас не осталось. Долгое время за портреты Дарьи Салтыковой принимались портреты ее тезок – и в сети вы найдете только их. Да еще рисунки и картины, нарисованные художниками, которые Салтычиху никогда не видели.

Может быть поэтому роль Салтычихи в российском сериале «Кровавая барыня» смело предложили яркой красавице Юлии Снигирь. Могла ли Дарья быть такой? Нам этого уже не узнать.

Несколько лет спустя Глеб умер, оставив молодую (всего 26 лет) вдову с двумя сыновьями. Дарья была еще в расцвете сил и при огромных деньгах (она на самом деле была одной из самых богатых женщин страны), так что легко могла найти себе нового мужа. Вот только женихи, до которых доходили слухи о ее жестокости, предпочитали держаться от богатого дома подальше.

Через полгода после смерти Глеба обычное раздражение, которое Салтычиха испытывала по отношению к слугам и принадлежавшим ей крестьянам, переросло в помешательство. Возможно, потому, что некому было остановить и сказать: так нельзя. Безнаказанность усиливала агрессию, с приступами которой у Салтычихи справиться не получалось.

Она стегала прислугу розгами, била поленом и всем, что попадется под руку, могла плеснуть кипятком в лицо, подпалить волосы на голове или прижечь уши щипцами для завивки. Особенную неприязнь у нее вызывали девушки и женщины. Даже в то время, когда жестокое обращение с принадлежавшими тебе людьми не считалось чем-то предосудительным, поведение Салтычихи выглядело ненормальным. Позже было достоверно доказано, что помещица убила 36 своих крестьян, в смерти еще 26 человек она «была оставлена в подозрении». Так и осталась невыясненной судьба еще многих десятков крестьян, пропавших без вести. Известно только, что издеваться и добивать искалеченных людей ей помогали несколько слуг, видимо, также находивших удовольствие в садистских развлечениях своей хозяйки.

В историю Салтычиха вошла как одна из первых известных серийных убийц.
Ходили слухи и том, что Дарья отрезает девушкам и девочкам молочные железы для поедания, благодаря им она даже получила прозвище Людоедка. Но было ли это правдой или фантазиями, рожденными страхом, – неизвестно.

«Салтычиха», почтовая открытка, художник Пчелин В.Н.

Несмотря на то, что о зверствах Салтычихи было известно довольно большому кругу людей, она долго была безнаказанной и даже считалась благотворительницей – жертвовала храмам и монастырям колоссальные деньги. Капитал и родство с самыми знатными семьями страны защищали ее от возмездия. Жалобы оставались без внимания, тела людей с явными следами насильственной смерти тоже проходили «незамеченными». И своё лютое увлечение Салтычиха прервала только однажды — когда влюбилась. Это же и стало началом ее конца.

Встреча в лесу

Как-то раз Салтыкова, по своей привычке, охотилась в собственных лесах и вдруг услышала выстрелы. Значит, кто-то осмелился вторгнуться на ее земли! Это удивило и разозлило ее одновременно. Мало кто из соседей решался нарушать границы жестокой помещицы.

Вторженцем оказался молодой дворянин, инженер Николай Андреевич Тютчев, будущий дед поэта. Он не из злого умысла въехал на чужую территорию. Николай Андреевич занимался межеванием земель и проводил топографическую съемку местности к югу от Москвы. Тютчев был хорошо образован, дипломатичен (этого требовала его работа), но при этом очень небогат. Да и на службе не преуспел — дослужился всего-навсего до секунд-майора.

Салтычиха велела своим мужикам скрутить его и доставить к ней в имение. Остается только догадываться, какой шок испытал Тютчев, когда его, рассыпающегося в извинениях, силком потащили к дому помещицы.

Унизительный плен

Тютчев оказался пленником Дарьи Салтыковой. По одной версии, его тут же бросили в погреб и продержали там без еды несколько дней, по другим — сразу отправили в покои Салтычихи. Помещица, не зная других манер, угрожала Тютчеву и осыпала его оскорблениями. Она попыталась ударить его, но неожиданно получила отпор. И успокоилась. Тютчев с такой силой ударил женщину, что та упала. Но помещицу это не отпугнуло, даже напротив.

Тютчев стал любовником Салтычихи. Волей или больше неволей – неизвестно. Но известно, что отношения их тянулись целых шесть лет. По некоторым (опять же неподтвержденным) свидетельствам, к тому времени Дарья Салтыкова обладала богатырским телосложением, грубым мужским голосом и в целом отталкивающей внешностью, и любви со стороны Тютчева речи быть там не могло. К тому же со временем он подробнее разглядел ее кровавые наклонности. А потом – и вовсе влюбился в другую женщину.

Брак с Панютиной

Накануне великого поста 1762 года капитан Тютчев посватался к соседке Пелагее Панютиной. Можно только вообразить, как была оскорблена этим известием Салтычиха.

Ей, богатой помещице, он предпочел невзрачную девицу с двадцатью крепостными да скромным родительским домом в селе Овстуг в Брянском уезде. Это можно было бы понять, будь он сам состоятельным дворянином, но у Николая Андреевича было всего-то 160 душ. Салтычиха была в ярости и твердо решила отомстить.

Замыслила она взорвать московский дом Панютиной. Конюх Салтычихи купил пять фунтов пороха, перемешал его с серой и завернул в пеньку. Он должен был подоткнуть это взрывное устройство под застреху дома и поджечь, «чтобы оный капитан Тютчев и с тою невестою в том доме сгорели». По счастью, второй конюх Роман Иванов, который должен был осуществить последнюю часть плана, отказался брать грех на душу.

Салтычиха жестоко наказала ослушавшегося холопа, но не передумала.

Когда Панютина и Тютчев отправлялись в свой уезд, их путь пролегал мимо имений Салтычихи. Она велела своим дворовым встретить их с ружьями и дубинами, но кто-то предупредил молодых о грозящей им опасности. Тютчев подал челобитную и попросил для себя и молодой жены конвой.

Вскоре нескольким крестьянам, чьих жен убила Салтычиха (у одного из них погибли от ее рук аж три жены), удалось подать челобитную лично Екатерине II, после чего началось долгое и показательное судебное разбирательство, которое и привело Салтычиху в тюрьму. Разбирательство длилось целых шесть лет, во время которых помещица не испытывала никакого раскаяния, видимо, надеясь, что удастся выпутаться и на этот раз.

Суд приговорил ее к лишению дворянского звания и смертной казни, которая позже была заменена на пожизненное заключение в Иоанно-Предтеченском женском монастыре в Москве (ныне действующий, находится по адресу Малый Ивановский переулок). В нем помещица и умерла через 33 года, дожив до семидесяти лет.

Иллюстрация работы В. Н. Курдюмова к энциклопедическому изданию «Великая реформа» на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах».

Иллюстрация работы В. Н. Курдюмова к энциклопедическому изданию «Великая реформа» на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах».

Предки поэта

А капитан Тютчев в апреле 1762 года таки женился на своей возлюбленной Пелагее Панютиной. Обладали супруги, судя по всему, незаурядными хозяйственными способностями, потому что спустя 25 лет Тютчевы приумножили свое состояние в 15 раз. В Овстуге был построен большой господский дом, разбит парк с прудами.

За что полюбился молодой инженер кровавой помещице — неизвестно. Один из известных биографов поэта В. В. Кожинов писал, что, по словам овстугских крестьян, будущий дед поэта «позволял себе дикие выходки. Он рядился в атамана разбойников и с ватагой своих также ряженых дворовых грабил купцов на проходившей близ Овстуга большой торговой дороге». Так что, возможно, привлекли Салтычиху в Тютчеве равный ей бешеный темперамент, порочность и, может быть, некоторый артистизм и сила духа... Так или иначе, единственный возлюбленный не захотел делить с Салтычихой ее безумную жизнь. Тем и спасся.
Читай больше интересных советов на главной странице Sovetnika.net.
Сейчас читают
Белоснежные, как облака: как сохранять белые прос...
Белоснежные, как облака: как сохранять белые простыни идеальными
5 лучших решений в интерьере, чтобы красиво разме...
5 лучших решений в интерьере, чтобы красиво разместить телевизор
«Выдающееся направление»: эту греческую деревню п...
«Выдающееся направление»: эту греческую деревню признали одной из...
Когда гости на пороге: рецепт вкуснейшей закуски ...
Когда гости на пороге: рецепт вкуснейшей закуски за пару минут
Комментариев: 0
Войдите, чтобы оставить комментарий.