Как чувствует себя многодетная мать
Фото: из открытых источников
28.09.2020 в 19:08
436
MaDem
Быть психологом сложно, быть многодетной мамой — не менее сложно, а совмещать эти две роли еще сложнее. Но Екатерина Бурмистрова справляется. Она известный семейный психотерапевт, детский психолог, писатель. А дома — просто жена и мать одиннадцати детей.
Этот человек наверняка знает, что побуждает женщину создавать большую семью. Она знает, как воспитать каждого ребенка в многодетной семье в духе уважения к семейным ценностям и стремлении к развитию собственной личности. Она знает, как помочь многодетной маме, чтобы та стала достойным примером для своих детей.
Многодетная женщина не должна себя ассоциировать только с детьми. Если у нее есть работа, на работе ей желательно полностью забывать о роли матери и выполнять только свои функциональные обязанности. Если есть хобби, то, занимаясь им, нужно думать только о саморазвитии и удовольствии. Иначе со временем исчезнет способность к самоидентификации.
«Мама-психолог — это отдельно мама и отдельно психолог. Конечно, я не говорю, что профессиональные знания совсем не применяются в семье, но эти позиции смешивать нельзя. Потому что это было бы нечестно по отношению к близким.
Как психолог я научилась отслеживать и понимать свои и детские реакции, характеры и индивидуальные различия. Но все мои теоретические знания заканчиваются в тот момент, когда я реагирую на ситуацию как обычный человек. Иногда я даже думаю: вот тут психолог реагировал бы вот так, а я буду по-другому», — говорит Екатерина.
Нужно распределять свои силы и регулировать нагрузку. 50 % отдавать делам, а 50 % — детям.
«Дети психологов и педагогов всегда в зоне риска. В первую очередь потому, что это очень выгорательная профессия. Если человек не дозирует свою нагрузку в школе или с клиентами, он приходит домой и совершенно не хочет видеть детей, не готов быть внимательным и вообще с ними разговаривать. Потому что он этим занимался много часов на работе», — комментирует психолог.
Мамы, у которых всего один или два ребенка, не понимают многодетных. А всё потому, что им не знакомо состояние гормональной зависимости. Чем больше женщина рожает, тем более привычным для нее становится состояние беременности, ей не хочется отказываться от связанных с этим состоянием приятных чувств и ощущений.
«Гормоны при беременности и лактации — это мощный наркотик. У меня 11 детей. Старшей 24 года, младшему — три. Я люблю движуху и интенсивность. Пролактиновый цикл затягивает, он же дает совершенно особенные ощущения. У мужа изначально был настрой на 3–4 детей, а потом процесс пошел — и я втянулась. Всё время было такое чувство, что это еще не всё. Как будто чье-то место за столом пустует. Но после 11-го ребенка стало казаться, что коробочка заполнена».
Иметь одного ребенка не совсем органично. Генетикой в человеке заложена программа на продолжение себя и своего рода. Чем больше у человека детей, тем больше у него шансов на выживание его вида.
«Мне было бы страшно иметь одного ребенка. Я единственный ребенок в семье, и как психолог много работаю с такими родителями. Я думаю, я бы не справилась с одним ребенком. Единственного ребенка страшно потерять, и мне кажется, что это вообще неестественное количество. Но мы свой репродуктивный выбор не транслируем в массы, и вообще при такой экономической и социальной ситуации в стране призывать к многодетности неправильно», — признается Бурмистрова.
Прежде чем заводить большое количество детей, родители должны оценить свои трудовые способности. Большая семья как большая компания. Чтобы она работала продуктивно и слаженно, ей нужен хороший организатор, менеджер и руководитель.
Все эти специалисты должны уживаться в родителях. В многодетной семье просто любить детей недостаточно для нормального их развития.
«После пятого ребенка перестает работать обычная формула коммуникации и взаимодействия. И управляемости. Нужны другие качества — менеджерские и невероятная самоорганизация. Если ты не можешь построить работающую систему, то будешь выгорать и сходить с ума. Нужно хорошее системное мышление и отличный процессор у обоих родителей. Нужна способность к многозадачности: решать несколько вопросов, вести несколько диалогов.
А еще умение снизить планку по многим параметрам. Многодетные мамы — это незаурядные менеджеры, которые умудряются отлично выглядеть, работать и всё успевать. Это не заморенные и не замученные жизнью женщины. Лично я маньяк эффективности», — Екатерина успешна во всём, но успех не пришел к ней сам, она его добилась.
Имея одного ребенка, родители зачастую превращают его в эгоиста, а самих себя — в параноиков. Конечно, это утрировано. Но значит это лишь то, что проявления детоцентризма в большей или меньшей степени свойственны каждой маленькой семье.
«Детоцентризм — это очень вредно, но у семьи мало шансов его избежать. Если у вас единственный ребенок — и он единственный для всей семьи, включая все поколения — он будет центром вселенной. Потому что, как бы мы ни старались избегать детоцентризма, эмоциональная значимость такого ребенка не будет уменьшаться, потому что он — венец и кульминация цепочки поколений.
Умение распределять внимание формируется у родителей на втором ребенке — так называемое двухканальное мышление. Сложнее всего один разделить на два, а потом уже проще. Поэтому два-четыре ребенка — это гуманно-расслабляющее количество».
Сколько бы ни было детей у матери, она не должна забывать о себе. Забота о себе — это не эгоизм, а проявление ответственности по отношению к семье.
«В первую очередь нужно находить время для себя. Вы — пилот корабля. Или водитель грузовика. Вы везете пассажиров или очень важный груз. Вся команда от вас зависит — от вашей способности реагировать, от трезвости вашего взгляда, от вашей стрессоустойчивости. Ставя под удар себя, вы ставите под удар всех».
Многодетная женщина — это не только любящая мама, эффективный менеджер своей семьи, но и человек с большой буквы. Перевести семью в режим авторитаризма или тоталитаризма для нее равно ее разрушению.
«Чем больше людей в семье, тем важнее соблюдать личные границы. При том, что у нас нет возможности каждому предоставить отдельную комнату, дети четко знают, как важно помнить про границы друг друга. Чтобы взять чью-то вещь, нужно попросить разрешения. И мои дети, например, не донашивают вещи друг за другом», — говорит Екатерина.
В многодетной семье важна демократия. Дети заявляют о своих желаниях, но в то же время учатся учитывать желания и потребности других. Между детьми не образуется иерархия и не процветает дедовщина. Старший ребенок в многодетной семье выполняет свои обязанности точно так же, как выполняют их младшие. Каждый остается при деле.
Права ребенка в многодетной семье никто не ограничивает извне. В этом нет необходимости. Он сам приходит к пониманию того, что ему нужно считаться с братьями и сестрами. Семья становится для него маленькой моделью общества. У детей из небольших или неполных семей склонность к социализации намного снижена.
Читай больше интересных советов на главной странице
Sovetnika.net.