Вербой в народе называют древесные растения рода Ива (иву козью, остролистную или волчниковую). Как только начинают появляться ее нежные «пушинки», не за горами весна, а там – и Вербное воскресенье.
Издавна идут легенды о вербе, ее считали божественным растением, а освященной вербе вообще приписывали чудодейственную силу.
Не случайно, в старину (именно в Вербное воскресенье) красный угол каждого дома украшали пушистыми ветками вербы, освященными накануне в церкви, а на стол подавали вербную кашу, которую варили с чуть распустившимися почками растения или ее цветом. Лечебные свойства вербы использовали в хозяйстве, в укладе жизни и в лечении.
Воткнутый по весне в землю прутик вербы идет, как правило, в рост. В старые времена невестка после свадьбы приносила такой прут от родовой вербы своего двора, высаживала у ворот дома мужа для счастливой жизни (рождения детей, сохранения семьи, завоевания добрых отношений с матерью мужа – свекровью, которая была для снохи основным носителем добра и зла).
Только во дворах разводили вербу козью, она же – ива остролистная. При плакучей иве душа слезами изойдет (иссохнет).
Ну а у колодца, только что выкопанного, высаживали именно плакучую иву, чтобы она воду от злых сил сберегала, чтобы полная луна не гляделась в нее ночами и пьянство не завелось.
Рядом ставили скамейку для отдыха от житейских хлопот, обмена новостями, «промывания» костей соседей. Общественное мнение имело огромное значение (и в воспитании тоже).
Что касается плакучей ивы, которую также иногда называют вербой (ветлой), то ее возле жилищ, в больничных садах, у богаделен и других мест пребывания и проживания людей не высаживали.
Она грустила обычно за кладбищенской оградой. Ее ветки раскладывали по полу комнаты, в которую помещали усопшего, чтобы он никого не забрал с собой. Возле нее исполняли грустные песни о неразделенной любви, сиротстве и злой жизненной судьбе.
Засохшую вербу всегда спешили выкорчевать, уничтожить. Считалось, что в ней поселился нечистый дух, особенно в дупле (при его наличии). Есть даже такая пословица: «Любит, словно черт сухую вербу».
В случае терзания души тайной печалью, безответной (а тем более – запретной) любовью советовали обнять вербу безлунной ночью, рассказать ей о своем горе. Никому она секрет не выдаст, горе на себя примет, и сердечный пыл утихнет.