Фото: из открытых источников
"Моему сыну 5 лет. Чтобы приучить его к уборке, я пробовала разные методы. Но в какой-то момент я осознала нежелание ребенка делать что-либо помимо того, что ему хочется: «Я не хочу убирать игрушки, тебе нужно - ты и убери. А я хочу играть». Вот тогда меня и посетила идея предложить ребенку поиграть в "Анархию". То есть все будут делать то, что хочется.
Ребенок, конечно, принял эту идею с восторгом. И несколько раз переспросил, правда ли он теперь может делать все, что пожелает. Я сказала, что дом, разумеется, поджигать не стоит, а в целом — да, полная свобода.
При этом я предупредила его, что и мама, и папа тоже будут делать все, что нравится им: заниматься любимыми делами и прочее. Но он как-то не обратил внимания на это уточнение. И зря... Сын с нетерпением ожидал начала эксперимента.
- Все началось в 14:00. В течение дня ребенок делал, что хотел (в рамках разумного). Он играл, гулял, бегал по улице с игрушками, какими хотел. А родители, конечно, тоже следовали новым правилам. Каждый был сам себе режиссер.
- С 14:00 он был на прогулке и взял с собой телефон, что раньше ему было запрещено.
- В 16:00 он привел в дом новых друзей. И играл с ними (естественно, под моим незаметным присмотром). Он похвастался перед ребятами, что он теперь сам решает, что можно и что нельзя. Дети удивились и позавидовали такому "счастью", а он все больше гордился своей независимостью.
- Было довольно любопытно наблюдать, как 5-летний мальчик руководит 9-летними детьми. А им нравилось его слушать. Как бы между прочим, я спросила детей, как их зовут, кто их родители, и где они живут. Оказалось, что мальчики были из хороших семей, поэтому я была спокойна за компанию сына.
- В 17:00 дружная команда снова отправилась на прогулку. Сын сам себе назначил время возвращения — 20:00. Я приняла это спокойно.
- В 17:15 пришел папа (он был в курсе событий), и мы с ним обсудили наш дальнейший план действий.
- В 18:00 ребенок пришел за своим электрическим мотоциклом и попросил папу отнести его вниз. Но папа отказался, и тогда ребенок сделал это самостоятельно.
- В 20:20 мы уже решили идти его искать, но он вернулся огорченным, и сказал, что долго искал, чтобы кто-то ему помог занести мотоцикл. Мы не разрешили завозить мотоцикл в квартиру, пока он не почистит колеса. Мыть колеса сын отказался и оставил "транспорт" в общем коридоре.
Потом ребенок попросил положить ему еду. А я предложила ему сделать это самостоятельно. Он достал кусок хлеба и стал его есть. Затем попросил чай, а мы продолжали "заниматься своими делами".
Далее с его стороны были другие просьбы, которые нам тоже "не захотелось" выполнять: «Помойте меня, постелите постель, почитайте мне на ночь книжку...». А самым неприятным моментом для него было то, что я "не хотела" кормить его улиток. У нас есть два аквариума с улитками, один принадлежит сыну, а второй моей племяннице. Она уехала с мамой и попросила ухаживать за ними. Я нарвала листьев (но с запасом) и озвучила, что мне нравится ухаживать только за улитками племянницы, а за своими улитками он может следить сам.
Он заплакал, а я погладила его по голове и напомнила, что в новом «Анархическом» строе я тоже делаю то, что хочу. А за улитками родственников я несу ответственность, поэтому при любой "форме правления" буду выполнять, что обещала. Сын попросился на улицу, чтобы нарвать траву, но было уже темно. И я сказала : «Так уж и быть, поделюсь с тобой в этот раз». Но предупредила, что завтра он должен будет заботиться об этом сам.
А перед сном в тот вечер сын сказал, что ему этот строй не нравится. И он хотел бы завтра все обсудить. Мы с мужем с улыбкой согласились. Когда малыш уснул, мы обсудили результаты эксперимента и решили довести дело до конца.
Утром нам нужно было спешить в детский сад, а потом у него была тренировка по айкидо. Но мы решили не водить его никуда, и сказать ему, что у нас есть другие дела, которые нам делать интереснее.
Утром он проснулся и поинтересовался, где папа, и я сказала, что папа захотел поспать и у него нет времени будить сына и вести его в сад. Также сообщила, что теперь он может не ходить на айкидо, потому что папа после работы хочет быстрее приехать домой, а не ждать, когда закончится долгая тренировка. Сын немного задумался, но потом продолжил заниматься своими делами. Взял телефон и начал играть.
Я приготовила себе еду и села завтракать. Ребенок тоже был голоден, но завтрак ему пришлось бы делать самостоятельно. Одежду надо было искать в стопке поглаженного белья, но там его вещей было немного, и я сказала ему, что почти все его вещи уже грязные и ему нужно будет решить эту проблему самому. Я напомнила, что теперь он может себя обслуживать сам, так как у меня есть более приятные занятия.
Он снова задумался и пришел к выводу, что "Анархия" его не устраивает. И мы стали обсуждать, какой вариант устроит его. Мы с мужем предложили сыну три варианта правления.
Анархия. У каждого свой костер, который каждый поддерживает, как хочет. Личные интересы одного человека преобладают над общими интересами семьи. Диктатура (абсолютная монархия) – только один человек в семье решает, какой будет костер, кто сколько дров должен принести, какие дрова и какой будет огонь. В случае неподчинения последуют серьезные наказания.
При этом члены семьи подчиняются одному человеку, невзирая, прав он или нет. Его приказы не обсуждаются. Авторитарная демократия – один костер поддерживают все члены семьи, дружно и вместе: обсуждают, какие дрова лучше, придумывают новые варианты укладки дров и решают, какой высоты будет костер. Семейные дела обсуждаются всеми членами семьи, но при этом у главы семьи есть право решающего голоса. Семья живет по созданной ей конституции. В этой форме правления учитываются права и обязанности всех членов семьи.
Обсудив все варианты, сын выбрал последний – авторитарную демократию - и попросил отменить анархию, назвав ее "безобразием". Так мы и сделали! Мы создали в нашей семье правила, определили круг обязанностей и прав. У кого больше обязанностей, у того, соответственно, было и больше прав. На этой радостной ноте наш эксперимент был благополучно завершен. Он продлился с 14.00 воскресенья до 11.00 понедельника.
А что было дальше? Поначалу ребенок выполнял свои обязанности с радостью, но время все же стирает яркие воспоминания. Через месяц пошли отговорки и снова появилось нежелание помогать, но я знала, что мне делать. Моим козырем после эксперимента был вопрос: «Так у нас опять анархия?» После чего сын тут же говорил: "Мама, только не анархия!"